Синдром Аспергера у детей – симптомы, причины, как лечить заболевание

17.08.2017 01:41
Синдром Аспергера у детей

Синдром Аспергера относится к группе детских расстройств развития (аутистических расстройств). Существенными особенностями синдрома Аспергера являются серьезное нарушение социального взаимодействия и ограниченные, повторяющиеся модели поведения и деятельности. Заболевание похоже на аутизм, но у детей с синдромом Аспергера нет таких же трудностей с языком, как у детей с аутизмом.

Описание синдрома Аспергера

Синдром Аспергера у детейСиндром Аспергера впервые был описан Хансом Аспергером, австрийским психиатром, в 1944 году. Работа Аспергера была недоступна на английском языке до середины 70-х годов; в результате заболевание не признавалось в некоторых странах до конца 80-х, и являлось «расстройством неопределенной нозологической действительности». Сегодня существует три основные причины отсутствия ясности в различиях между диагностическими критериями, применяемыми в Европе, и теми, которые используются в Америке. Среди них тот факт, что некоторые из диагностических критериев зависят от интерпретации наблюдателя, а не от объективных измерений, и то, что клиническая картина по мере взросления ребенка меняется.

Синдром Аспергера у детей является одним из самых мягких распространенных расстройств развития. Дети с данным заболеванием нормально говорят и часто имеют вышесредние словесные навыки. У них нормальный или сверх нормальный интеллект, и присутствует способность есть, одеваться или заботиться о своих других повседневных потребностях. Отличительными особенностями синдрома Аспергера являются проблемы с социальным взаимодействием, трудности с невербальной коммуникацией, своеобразные речевые привычки, которые включают повторяющиеся слова или фразы и бесстрастный тон, кажущееся отсутствие «здравого смысла», неуклюжие физические движения, эксцентричное поведение.

Синдром Аспергера у детей – причины

Синдром Аспергера у детейСуществуют некоторые данные, указывающие на то, что синдром Аспергера имеет семейную историю, особенно в семьях с историей депрессии и биполярным расстройством. Ханс Аспергер отмечал, что у его первоначальной группы пациентов были отцы с такими же симптомами. Знание генетического профиля заболевания, однако, весьма ограничено на сегодняшний день.

Кроме того, около 50% пациентов с синдромом Аспергера были подвержены нехватке кислорода во время родов, что привело к гипотезе о том, что расстройство вызвано повреждением ткани головного мозга до или во время родов. Другой причиной являются физические нарушения в функционировании мозга. Между тем, по всей видимости, нет никакой связи между синдромом Аспергера и детскими травмами.

Синдром Аспергера – симптомы

У маленьких детей симптомы синдрома Аспергера обычно включают проблемы с социальными навыками и пониманием основ взаимодействия с другими детьми. Ребенок может хотеть дружеских отношений, но часто не может ни с кем подружиться. Большинство детей с данным заболеванием диагностируются в свои школьные годы, потому что симптомы становятся более очевидными в этот момент. Они включают в себя:

  • Синдром Аспергера у детейНедостаточные прагматические языковые навыки, это означает, что ребенок не использует правильный тон или громкость голоса для конкретного контекста и не понимает, что использование юмористических или сленговых выражений также зависит от социального контекста.
  • Проблемы с координацией рук, глаз и с другими визуальными навыками.
  • Проблемы контактов с другими людьми.
  • Трудности обучения, которые могут варьироваться от легкой до тяжелой форм.
  • Тенденцию к обсуждению определенной темы, даже если другим скучно разговаривать об этом.
  • Повторяющееся поведение. К нему относятся такие виды поведения, как подсчет монет, повторение одной и той же песни или стихотворения несколько раз, застегивание и расстегивание куртки повторно и т.п.

Подростковый возраст – один из самых болезненных периодов жизни для молодых людей с симптомами синдрома Аспергера, так как социальные взаимодействия более сложны в этой возрастной группе и требуют более тонких социальных навыков. Некоторые мальчики с данной проблемой могут стать агрессивными по отношению к своим сверстникам. И мальчики, и девочки с этим расстройством часто довольно наивны для своего возраста и легко манипулируются. Они также более уязвимы, чем большинство молодых людей, при давлении со стороны сверстников.

Небольшие исследования относительно взрослых людей с симптомами синдрома Аспергера показали, что у некоторых из них есть серьезные трудности с социальным и профессиональным функционированием, но другие могут закончить свое обучение, найти работу, выйти замуж или жениться и иметь семьи.

Синдром Аспергера у детей – диагностика

Диагностика синдрома Аспергераз сложна, и часто является неточной. Хотя большинство детей с этим расстройством диагностируются между пятью и девятью годами, многие из них не диагностируются до совершеннолетия. Синдром Аспергера у детей часто пересекается с такими другими неврологическими расстройствами, как синдром Туретта, синдром дефицита внимания или обсессивно-компульсивное расстройство.

Включение синдрома Аспергера в качестве отдельной диагностической категории осуществлялось на основе большого международного испытания с более чем тысяча детей и подростков. Тем не менее, диагноз также осложняется путаницей с другими диагностическими категориями, но в отличие от, например, детского шизоидного расстройства личности, симптомы синдрома Аспергера не являются неизменным набором личностных качеств и отличаются следующими характеристиками:

  • позднее появление симптомов (обычно около трех лет),
  • раннее развитие грамматической речи, вербальный IQ обычно выше,
  • менее серьезные недостатки в социальных и коммуникативных навыках,
  • наличие интенсивного интереса к одной или двум темам,
  • проблемы с координацией,

  • Подпишитесь на наш Ютуб-канал!
  • семейная история расстройства,
  • более низкая частота неврологических расстройств.

Синдром Аспергера у детейДиагностические критерии синдрома Аспергера

Определяют следующие диагностические критерии для синдрома Аспергера у детей:

  • Социальные взаимодействия ребенка нарушаются, по крайней мере, двумя из следующих способов: заметно ограниченное использование невербальной коммуникации (например, выражение лица); отсутствие соответствующих отношений со сверстниками; неспособность делиться своими интересами, интересами или достижениями с другими; отсутствие взаимности в социальных взаимодействиях.
  • Поведение, интересы и деятельность ребенка характеризуются повторяющимися или жесткими шаблонами, такими как ненормальная озабоченность одной или двумя темами или частями объектов, повторяющиеся физические движения, крайняя настойчивость в отношении определенных процедур и ритуалов.
  • Социальное, профессиональное или образовательное функционирование пациента значительно ухудшается.
  • У ребенка нормальные языковые навыки, соответствующие его возрасту.
  • Ребенок имеет нормальные когнитивные навыки, соответствующие возрасту, способность к самопомощи и любопытство в отношении окружающей среды.
  • Ребенок не отвечает критериям другого конкретного психического заболевания.
  • Результаты визуализации мозга при синдроме Аспергера

Лишь несколько структурных аномалий головного мозга, как известно, связаны с синдромом Аспергера. Это аномально большие складки в ткани головного мозга в левой лобной области, аномально небольшие складки в крыловидной структуре, состоящей из частей трех смежных долей мозга и повреждение левой височной доли (часть мозга, содержащая сенсорную область, связанную со слухом). Первое исследование фотонной эмиссионной томографией пациента с синдромом Аспергера выявило более низкую норму поступления крови в левую теменную область мозга, область, связанную с телесными ощущениями.

Синдром Аспергера – лечение

Синдром Аспергера у детейПо состоянию на сегодняшний день нет никаких лекарств и предписанного режима лечения для всех пациентов с синдромом Аспергера. Конкретные методы терапии основаны на характере симптомов индивидуума.

Между тем, наиболее часто рекомендуемые лекарственные средства включают психостимуляторы или трициклические антидепрессанты при гиперактивности или невнимательности, бета-блокаторы, нейролептики (антипсихотические препараты) или карбонат лития при гневе или агрессии, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина при симптомах тревоги. Одним из альтернативных травяных средств, которые были опробованы у пациентов с синдромом Аспергера, является зверобой.

Синдром Аспергера – психотерапия

Пациентам с синдромом Аспергера полезна индивидуальная психотерапия, особенно в подростковом возрасте, для того, чтобы справиться с депрессией и другими болезненными чувствами, связанными с социальными трудностями. Многим детям также помогает групповая терапия. Существуют и терапевтические группы для родителей таких детей.

Терапевты, которые имеют опыт в лечении детей с симптомами синдрома Аспергера, обнаружили, что ребенку должно быть позволено действовать медленно, создавая эмоциональную связь с врачом. Слишком большая эмоциональная интенсивность в начале может быть излишней. Игровая терапия может помочь в обучении ребенка распознавать социальные сигналы, а также снизить уровень эмоционального напряжения.

Синдром Аспергера у детейСиндром Аспергера – вопросы образования

Большинство детей с синдромом Аспергера имеют нормальный или выше нормального интеллект и могут получить стандартное школьное образование. Многие из них искусны в музыке или хорошо разбираются в предметах, требующих запоминания. С другой стороны, вербальные навыки детей с этой болезнью часто вызывают трудности с учителями, которые могут не понимать, почему у этих «ярких» детей возникают социальные и коммуникационные проблемы. Некоторые такие дети могут быть дислексичны, другие испытывают трудности с написанием или математикой. В некоторых случаях дети с симптомами синдрома Аспергера ошибочно вводились в специальные программы либо для детей с гораздо более низким уровнем функционирования, либо для детей с нарушениями поведения. Дети с данной проблемой лучше всего учатся в ситуациях структурированного обучения, часто нуждаются в защите от других детей и часто становятся гиперчувствительными к критике в подростковом возрасте.

Синдром Аспергера у детейСиндром Аспергера – прогноз

Синдром Аспергера у детей – непрерывное, но стабильное условие. Прогноз для детей с ним, как правило, хороший в плане интеллектуального развития. Взрослые с этим заболеванием, по-видимому, подвергаются большему риску депрессии. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что люди с синдромом Аспергера имеют повышенный риск психотических эпизодов (период времени, в течение которого пострадавший человек теряет связь с реальностью) в подростковом или пожилом возрасте.

Автор статьи: Валерий Викторов, «Портал Московская медицина»©

Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье про синдром Аспергера у детей, предназначена только для информирования читателя. Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником.

Лечебные учреждения по этой проблеме

Городская клиническая больница имени Ф. И. Иноземцева – многопрофильный скоропомощной стационар, который оказывает как плановую, так и круглосуточную экстренную медицинскую помощь.

ГБУЗ "ГКБ им. М. П. Кончаловского ДЗМ (ранее Городская больница № 3) в Зеленограде открыта в 1966 году, Сегодня больница является единственным многопрофильным стационаром в Зеленоградском административном округе г.

Стоматологическая поликлиника №24 Москвы работает в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), поэтому здесь оказываются стоматологические услуги всем обратившимся, имеющим полис ОМС РФ, независимо от места жительства.

Материалы по теме

Плохое питание, мало физических нагрузок ... Бабушки и дедушки могут оказать негативное влияние на здоровье своих внуков, делают выводы ученые из Шотландии. 

Бабушки и...

Пубертатный период это время в течение которого подрастающие мальчики или девочки проходят через процесс полового созревания. Пубертатный период включает в себя ряд физических...

В российских службах родовспоможения страны заняты около 38 тыс. врачей акушеров-гинекологов. От профессионального сообщества зависит решение многих насущных проблем в области...

Санкт-Петербург, Россия – В новых корпусах ФГБУ «Научно-исследовательский институт детских инфекций Федерального медико-биологического агентства»...

Представьте, что ваш ребенок жует печенье. Вдруг оно падает на пол. Что вы предпримите: поднимите печенье, подуете на него и снова дадите ребенку или же предпочтете его...

Комментировать