Как развивается зрительная система человека

30.03.2017 18:06
Как развивается зрительная система человека

Зрительная система считается наиболее сложным комплексом сенсорных механизмов в организме человека. Тем не менее, она является наименее зрелой системой при рождении. Хотя у детей уже есть анатомические структуры, необходимые для зрения, они пока еще не могут их использовать. По мере их роста, дети развивают более сложные навыки, такие как зрительное восприятие.

При рождении слух доминирует над зрением

зрительная система человекаПри рождении слух является гораздо более доминирующим, чем зрение. Нормальное визуальное развитие – это переход от простого реагирования на яркий свет или объекты с высокой контрастностью, к организации деталей в модели и способности применять значение для объекта или изображения.

При рождении дети способны видеть лишь фигуры контрастных оттенков. Они также могут видеть вариации светлых и темных тонов, и оттенков серого. Новорожденные могут сосредоточить свой взгляд только на расстоянии 20-30 см, остальное для них выглядит размытым. Доношенные дети, впрочем, в состоянии увидеть выражение лица своей матери спустя неделю после рождения.

Развитие зрения в первые месяцы жизни

Мышечная координация глаз у новорожденного ребенка также еще очень несовершенная. Глаза младенца часто обращаются в сторону или вне, они не работают вместе, напоминая состояние, которое называется косоглазием. Дети сначала учатся сосредотачивать свой взгляд, глядя на лицо, и лишь затем постепенно переходить к объектам, приближенным к ним. Отслеживание предметов глазами начинает развиваться, когда дети начинают замечать движущиеся объекты. Обычно это происходит после трехмесячного возраста. Яркие цветные движущиеся объекты могут стимулировать визуальное развитие. Младенцы затем начинают учиться координировать движения глаз. В возрасте четырех месяцев, дети могут уже видеть полный диапазон цветов.

Восприятие глубины и цвета

В течение первых трех-шести месяцев жизни сетчатка ребенка достаточно хорошо развита, и он может уже визуализировать мелкие предметы. Восприятие глубины у малыша также развивается. К шести месяцам глаз ребенка достигает около двух третей от размера глаза взрослого человека. На этом этапе два глаза могут работать вместе, скоординированно. В течение первого года жизни ребенка происходит самый значительный этап физического развития глаз.

Развитие координации систем глаза – тело

зрительная система человекаКак только дети начинают контролировать свои физические движения, у них развивается координация глаз и тела. К четвертому или пятому месяцу от рождения мозг младенца смешивает изображения, поступающие с левого и правого глаза с сильным восприятием глубины. Пространственная и размерная ориентация продолжают совершенствоваться, дети в этом возрасте умеют менять фокус быстро и точно между ближней и дальней дистанцией.

Определение расстояния и острота зрения

Ясность зрения ребенка (острота зрения), как правило, хорошо развивается к шести месяцам жизни. В это время дети могут достаточно точно управлять движением своих глаз. В возрасте от восьми до двенадцати месяцев дети хорошо определяют расстояния. Координация «глаза – руки – тело» продолжает развиваться, позволяя захватывать и бросать предметы с определенной точностью. Интеграция тонких двигательных способностей и зрение позволяют ребенку манипулировать более мелкими объектами. Как только дети начинают ходить, они учатся использовать свои глаза, чтобы управлять большими группами мышц их тела.

Зрение младенца в первый месяц жизни

Между рождением и одним месяцем своей жизни ребенок учится различать знакомые лица и объекты, обращает внимание на человеческое лицо в течение коротких периодов времени, имеет определенную остроту зрения, может обнаружить черную линию на белом фоне толщиной 1,6 мм и обладает полным цветовым зрением, за исключением восприятия синего.

Развитие зрения до года

зрительная система человекаЧерез два месяца ребенок может визуально фиксировать взгляд на человеческом лице, предметах на некотором расстоянии, чередовать свой взгляд между двумя людьми или предметами, а также демонстрирует простые визуальные предпочтения. От четырех до шести месяцев ребенок видит себя в зеркало. В этом возрасте он ориентируется на выражение лица, глаза и улыбку и ищет объекты, пропадающие из его поля зрения. В шесть-двенадцать месяцев ребенок продолжает «видеть» объекты, даже если они больше не видны. В этом возрасте ребенок также реагирует на слова родителей, которые использует для обозначения знакомых предметов и людей.

Развитие зрительной системы после года

После первого года жизни глаза и зрение ребенка продолжают развиваться. Глазные мышцы становятся сильнее, увеличивается число нервных связей. Это развитие происходит автоматизированным путем визуальной стимуляции. Различные движения помогают в улучшении координации «глаза – руки – тело» и восприятии глубины. К трехлетнему возрасту большинство детей разрабатывают необходимые языковые и двигательные навыки, позволяющие им участвовать в некоторых традиционных тестах зрения.

Зрение и дошкольные годы

В дошкольные годы зрение ребенка продолжает развиваться. Ребенок учится визуально руководствоваться координацией «глаза – руки – тело», улучшает мелкую моторику и разрабатывает визуальные моторные навыки, необходимые для чтения. Облегчить визуальное развитие дошкольника могут:

  • чтение вслух с ребенком и просмотр того, что читают,
  • рисование на доске пальчиковыми красками, демонстрация, как ими пользоваться,

  • Подпишитесь на наш Ютуб-канал!
  • взаимодействие с другими детьми и игры в одиночку.

Проверка зрения перед школой

зрительная система человекаВажно, чтобы ребенок прошел полное офтальмологическое обследование перед началом школы. Окулисту необходимо определить, справятся ли глаза ребенка с чтением, письмом и другими школьными мероприятиями. В то время как малыши используют свои глаза, в первую очередь, для определения расстояния, школа требует сосредоточиться на очень плотной работе в течение нескольких часов каждый день. Такая деятельность иногда вызывает проблемы со зрением.

Основные зрительные навыки, необходимые для учебы в школе включают:

  • способность четко видеть на расстоянии 25-32 см,
  • способность четко видеть дальше вытянутой руки,
  • нормально развитое бинокулярное зрение,
  • навыки фокусировки,
  • навыки движения глаз,
  • нормально развитое периферическое зрение,
  • нормальная координация глаза-руки.

Проблемы и трудности

Младенцы, рожденные преждевременно, имеют больше трудностей с интеграцией и интерпретацией визуальной информации, даже когда их острота зрения в норме. В некоторых случаях дети развивают визуальные рефлексы позже, чем обычно. Нистагм, который иногда развивается в младенческом возрасте, как правило, значительно отражается на качестве зрения ребенка.

зрительная система человекаРодители должны внимательно следить за развитием зрения своего ребенка. Некоторые расстройства зрения являются неизлечимыми в более позднем возрасте, поэтому очень важно посетить офтальмолога не позднее, чем в возрасте до трех лет.

Когда обратиться к врачу

При первых признаках проблем с глазами и зрением у ребенка, его родители должны проконсультироваться с педиатром или офтальмологом. В дошкольный период признаки могут включать в себя трудности с координацией, избегание раскрасок, головоломок и других видов деятельности. Зрение должно быть проверено вновь, когда ребенок идет в школу.

Поскольку изменения зрения могут происходить очень быстро, ребенок должен посещать офтальмолога по крайней мере, каждые два года, и более часто, если существуют определенные проблемы или факторы риска.

Автор статьи: Валерий Викторов, «Портал Московская медицина»©

Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье про развитие зрительной системы человека, предназначена только для информирования читателя. Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником.

Метки: 
Лечебные учреждения по этой проблеме

В связи с реорганизацией лечебных учреждений Москвы городская больница №49 была преобразована в филиал городской клинической больницы №68 Москвы «Амбулаторно-поликлинический центр «Капотня».

Городская клиническая больница №17 Москвы основана в 1952 году.

Материалы по теме

Микроорганизмы могут существовать в любом месте на Земле. Многие из них есть у животных, растений и человека. Некоторые микроскопические организмы необходимы для надлежащего...

Раннее развитие костной системы плода начинается на третьей неделе после зачатия с образованием хорды (структура вдоль задней части эмбриона, которая позже формирует...

Любая система представляет собой совокупность частей, которые взаимодействуют друг с другом для достижения общей цели. Но система – это не просто любая коллекция элементов. ...

Вы упорно трудились всю неделю, сидя в офисе, а потому, как только наступают выходные, очень хочется испытать хоть какие-нибудь физические нагрузки.

В принципе, ничем...

Усталость - вполне нормальная реакция организма. Время от времени любой человек испытывает усталость. Однако есть те, кто устает настолько сильно, что даже обращается к врачам...

Комментировать