Мелкая моторика у детей в зависимости от возраста

23.11.2016 20:28
Мелкая моторика у детей в зависимости от возраста

Мелкая моторика в целом относится к малым движениям кистей, запястий, пальцев рук и ног, губ и языка. Двигательные навыки являются действиями, которые связаны с движением мышц в организме.  Они делятся на две группы: полная моторика, которая включает в себя большие движения рук, ног или всего тела; и мелкая моторика. Оба типа двигательных навыков, как правило, развиваются вместе, потому что многие виды деятельности зависят от координации грубых и тонких моторных навыков.

Мелкая моторика у новорожденных

Мелкая моторика у детейРуки у новорожденных закрыты большую часть времени и, как и в случае со всеми остальными частями тела, младенцы почти не имеют контроля над ними. Новорожденные могут сжимать руки в очень плотный кулак, но это бессознательный рефлекс – действие, которое называется дарвиновским рефлексом, и он исчезает в течение двух-трех месяцев. Кроме того, ребенок будет хвататься за объект, помещенный ему в руки, но без какого-либо осознания того, что он делает. В какой-то момент мышцы руки могут непроизвольно расслабиться и выпустить объект также неосознанно. Младенцы к восьми неделям своей жизни начинают открывать и играть со своими руками. В этом возрасте и далее, однако, намеренное схватывание остается в значительной степени неразвитым.

Моторика у ребенка до года

Координация глаз и рук у детей начинает развиваться в возрасте от двух до четырех месяцев, методом практики, проб и ошибок. В четыре-пять месяцев большинство детей может схватить объект, который находится в пределах их досягаемости. Это достижение считается важной вехой в развитии мелкой моторики. В возрасте шести месяцев, как правило, младенцы могут удерживать предметы на короткое время. Хотя схватывание все еще неуклюжее, малыши хватают мелкие предметы без разбора и пытаются засунуть их в рот. Во второй половине первого года жизни дети начинают изучать и опознавать объекты, просто прикасаясь к ним.

Мелкая моторика у детейОдним из наиболее значительных достижений тонких моторных навыков является работа пальцев, которая, как правило, появляется к двенадцатому месяцу. Первоначально, младенцы могут брать объект, например, погремушку, неловким ладонным схватыванием, так им трудно удерживать и манипулировать игрушкой. В возрасте от восьми до десяти месяцев развивается пальцевое схватывание, что дает младенцу возможность относительно надежно удерживать объекты и манипулировать ими, к примеру, бросать. Примерно в возрасте одного года ребенок может бросать объекты, сравнивать их, держа в обеих руках, складывать предметы.

Развитие мелкой моторики у дошкольников

Малыши развивают способность манипулировать объектами с увеличением сложности, в том числе, используя пальцы. Доминирование правой или левой руки, как правило, также возникает в течение этого периода. Малыши уже вместо случайных каракулей могут нарисоватьих смоделированные изображения, например, круги. Игры становятся более сложными и целеустремленными. Дети в этом возрасте могут сложить лист бумаги пополам и играть с мелкими предметами.

Мелкая моторика у детейБолее тонкие задачи, стоящие перед детьми дошкольного возраста, такие как завязывание шнурков, представляют большую проблему. Центральная нервная система все еще находится в процессе созревания, а достаточно сложные сообщения от мозга пальцы ребенка не всегда могут интерпретировать. Кроме того, маленькие пальцы детей дошкольного возраста просто пока не приспособлены для тонких или сложных задач. И, наконец, грубые моторные навыки требуют энергии, которая безгранична у детей дошкольного возраста, а мелкая моторика требует терпения, которого часто не хватает.

Мелкая моторика у школьников

Мелкая моторика у детейВ возрасте шести-семи лет, большинство детей сильно продвигаются в развитии двигательных навыков. Они могут рисовать человеческие фигуры с чертами лица, руками и ногами, пятилетние дети могут вырезать, лепить и более-менее правильно завязывать шнурки. Право- или леворукость сформирована, и дети используют предпочтительную руку для письма и рисования.


Подпишитесь на наш Ютуб-канал!

Дети школьного возраста от семи до двенадцати лет используют посуду и другие инструменты домашнего обихода, они в состоянии выполнять домашние дела, такие, как подметание, мытье пола шваброй или уборка пылесосом; уход за домашними животными. Дети отлаживают свои мелкую моторику и в подростковом возрасте через спорт, ремесла, хобби, обучение игры на музыкальных инструментах.

Развитие моторики у ребенка требует времени, планирования, а также разнообразных игровых материалов. Развитие моторики можно стимулировать через увлечения, игры, головоломки. Помощь родителям в повседневной бытовой деятельности, которая может быть очень интересна ребенку, также хорошо развивает мелкую моторику. Например, перемешивание теста обеспечивает хорошую тренировку для рук, а нарезка и формирование из теста печенья требует координации и рук, и глаз. Поскольку развитие мелкой моторики играет решающую роль в готовности ребенка к школе и его когнитивном развитии, оно считается важной частью дошкольного учебного плана.

Общие проблемы в развитии мелкой моторики

Мелкая моторика у детейМоторные навыки могут быть нарушены в различных формах, в том числе при травмах, болезнях и врожденных проблемах. Ребенок в возрасте до пяти лет, у которого не разрабатывается мелкая моторика, характерная для его возраста, может иметь нарушения развития. Эти проблемы могут включать в себя общие проблемы здоровья, а также церебральный паралич, умственную отсталость, слепоту, глухоту или диабет. Дети с задержками в развитии мелкой моторики с трудом контролируют движения своего тела, особенно лица, рук и пальцев.

Развивающееся координационное расстройство представляет собой расстройство двигательных навыков. Человек с этим расстройством имеет проблемы с такими вещами, как езда на велосипеде, удерживание карандаша, бросание мяча. Людей с этим расстройством часто называют неуклюжими. Человек с расстройством координации может иметь трудности с выполнением задач, которые связаны с движением групп мышц в определенной последовательности. Например, такой человек может быть не в состоянии сделать следующее в таком порядке: открыть дверь шкафа, взять куртку и надеть ее. Считается, что до шести процентов детей могут иметь расстройство координации в развитии. Симптомы расстройства обычно остаются незамеченными до первых лет начальной школы, и, как правило, диагностируется у детей в возрасте шести-одиннадцати лет.

Дети с каким-либо симптомом или комбинацией симптомов нарушения развития моторных навыков, должны быть осмотрены педиатром, который специализируется на задержки развития двигательных навыков. Дети, которые потеряли ранее приобретенные моторные навыки, также должны обследоваться врачом.

Автор статьи: Валерий Викторов, «Портал Московская медицина»©

Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье про мелкую моторику у детей, предназначена только для информирования читателя. Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником.

Метки: 
Лечебные учреждения по этой проблеме

Стоматологическая поликлиника №12 Москвы была открыта в 1961 году.

Стоматологическая поликлиника №12 Москвы оказывает следующие виды медицинских услуг населению:

Московская психиатрическая клиническая больница № 12 основана в 1914 году и называлась в прошлом веке психоневрологическая больница «Стрешнево».

Амбулаторно-поликлинический центр при ГКБ №68 структурным подразделением больницы.

Материалы по теме

Массаж новорожденных представляет собой процесс растирания мышц ребенка и его поглаживания с применением специально разработанных техник. Хотя есть профессионально...

Ночное недержание мочи (энурез) – непреднамеренный сброс мочи во время сна. Хотя большинство детей от трех до пяти лет остаются сухими в ночное время, возраст, в котором дети...

Все родители делают ошибки. Не верите? Тогда просто вспомните своих собственных родителей. Наверняка вы найдете целый перечень вещей, которые они делали не так по отношению к...

Представьте, что ваш ребенок жует печенье. Вдруг оно падает на пол. Что вы предпримите: поднимите печенье, подуете на него и снова дадите ребенку или же предпочтете его...

Неверные представления о синдроме гиперактивности у детей получили широкое распространение. При этом родители любого ребенка хотя бы один раз наблюдали выплески его...

Комментировать