Аутизм: повторение практически препятствует обучению

06.10.2015 12:20
Задача для аутистов

Лица с расстройствами аутистического спектра иногда приобретают новое поведение или умение только в определенном контексте, но у них есть трудности с усвоением этих уроков мастерства или информации в новом контексте.

Например, дети с аутизмом могут научиться понимать, что такое собака, если им показывать фотографию собаки и повторять слово "собака" снова и снова. Но если затем учить их, что такое кошка или даже собака другой породы, предыдущее знание словно стирается и ребенок с аутизмом должен научиться осознавать эту информацию с нуля.

Новое исследование, опубликованное в издании Nature Neuroscience, показывает, что обучение людей с расстройствами аутистического спектра воспринимать новую информацию, повторяя ее раз за разом, на самом деле вредит их способности применять полученные знания в других ситуациях. Этот вывод экспертов международной исследовательской группы бросает вызов популярным образовательным подходам, разработанным для аутистов, которые сосредотачиваются на бесконечном повторении. 

"Мы провели несколько систематических исследований  фундаментальных механизмов, с помощью которых больные аутизмом усваивают информацию, а также возможных причин для их ограниченного, атипичного обучения," говорит Марлен Берман, профессор когнитивной неврологии в Университете Карнеги-Меллона. "Наша работа можно сказать только процарапала поверхность явления, до сути которого еще пробираться и пробираться ."

Обучение аутистов на основе повторения снижает эффективность познания

Участникам исследования (люди и аутизмом и без) было предложено повторить расположение трех диагональных линий на горизонтальной плоскости. Обеим группам испытуемых было предложено повторить расположение диагональных линий в течение восьми сессий повседневной практики, при этом проводились измерения скорости и точности. Затем положение линий изменилось, а задача их расположить - осталась такая же.

"Крайне важно было настроить эксперимент таким образом, чтобы мы могли изначально наблюдать обучение людей с аутизмом в ходе простой, хорошо установленной задачи, но затем также задокументировать трудности в передаче знаний в ходе изменений условий эксперимента ," пояснил подробности исследования Дов Саги из института Вейцмана.

Результаты показали, что в течение первых четырех дней - с диагональными линиями на одном месте - обучение было успешным как для аутистов, так и для людей из контрольной группы. Однако, как только расположение диагональных линий изменилось, произошло значительное отличие в результатах. Контрольная группа плавно перешла к изучению нового местоположения линий, а их "производительность" продолжала улучшаться.

В отличие от обычных людей, люди с аутизмом столкнулись с серьезными проблемами и не смогли улучшить свои показатели, а это указывает на то, что аутисты не получили никакой пользы от первоначально опыта. Еще более интересно, что они вообще не смогли понять второе местоположение линий, а также вспомнить первое, демонстрируя тем самым вмешательство в обучение, которые было основано на длительном повторении.

"В итоге обучение аутистов стало фиксированным и негибким - а кроме того, оказало неблагоприятное воздействие на их способность к последующему обучению ", сказала Хила Харрис, ведущий автор исследования из Института Вейцмана.

Перерывы в повторении должны быть основой обучения аутистов

Гиперспецификация - так назвали ученые поведение аутистов в ходе повторяющегося обучения. Обойти его - задача, которую они считают необходимым обязательно решить. С новой группой аутистов они повторили тот же эксперимент, но на этот раз ученые иногда меняли окружение диагональных полос и на пятый день группа  эффективно научилась осваивать новое расположение.

"Наш вывод: перерывы в повторении позволяют зрительной системе некоторое время отдохнуть, что помогает людям с аутизмом учиться не просто эффективно, но обобщать информацию," говорит Дэвид Хиджер из Нью-Йоркского университета. "Повторная стимуляция приводит к сенсорной адаптации, которая препятствует обучению и делает обучение специфичные для адаптированных условий. Без адаптации, обучение становится более эффективным и может способствовать умению обобщать."

Исследовательская группа считает, что выводы имеют важные последствия для обучения лиц с аутизмом.

"Люди с аутизмом должны получать знания способами, которые поддерживают или способствуют обобщению, а не методами, которые укрепляют специфику", делает вывод Нэнси Миншей, профессор психиатрии и неврологии из Университета Питтсбурга. "Например, в контексте изучения того, что такое собака, требуется использовать полный спектр примеров собак - это с самого начала включает вариативность и способствует обучению широкой концепции, а не конкретного примера."

Автор: Марина Дворкович, Портал Московская медицина

Материалы по теме

Психические расстройства являются антецедентными факторами риска определенных физических заболеваний в раннем периоде жизни. Ученые обнаружили, что...

В среднем, люди с аутизмом живут на 18 лет меньше, чем "обычный" человек....

Импульсивность, симптом некоторых психологических расстройств, таких как шизофрения или биполярное расстройство, является генетической предрасположенностью.

Ваши...

Согласно результатам исследования, проведенного университетом штата Вирджиния в США, потребление йогурта, обогащенного лактобактериями, которые являются своего рода...

Нарушения аутистического спектра влияют почти на 8 миллионов пациентов во всем мире. Комплексная и многофакторная, эта патология обнаруживается уже во время эмбрионального...

Комментировать